Кадровый аудит: цели, виды и причины

25 декабря 2023
Прочитали уже: 52 человека

Цели проведения кадрового аудита


Проверка кадровой документации проводится с целью:

— удостоверения наличия всех требуемых документов;

— изучения соответствия документов требованиям законов РФ по кадровой деятельности.


Целью проведения кадрового аудита является оценка и снижение потенциальных рисков в области трудовых отношений и защита репутации организации, а также предотвращение возможных претензий со стороны инспекции труда и надзорных органов.


Виды кадрового аудита 


— Полный аудит кадровых документов — проверка всех кадровых документов в полном объеме. 

— Выборочный аудит кадровых документов — проверка кадровых документов высокой зоны риска и документов, в которых наиболее часто возникают нарушения. 

— Внутренний аудит может провести сотрудник компании, который хорошо ориентируется в трудовом законодательстве и у которого есть навык оформления кадровых документов. По результатам внутреннего кадрового аудита может не оформляться никакого отчета, а выявленные нарушения исправляются в рабочем режиме.

— Внешний аудит предполагает приглашение сторонних компаний, специализирующихся на таких проверках. Проверяющие составят отчет о выявленных нарушениях, дадут стоимостную оценку нарушений, а также рекомендации по устранению нарушений и предотвращению их в будущем.


Возможные причины для кадрового аудита


— переход к новому руководству; 

— уход главы кадровой службы;

— готовность к внешней проверке со стороны надзорных органов;

— создание комплекта кадровых материалов для архивации;

— обновления в законодательстве по вопросам найма и увольнения сотрудников;

— неожиданные колоссальные изменения в штате, такие как массовые увольнения и другие.


Как часто в организации проводить кадровый аудит и почему


Такую деятельность можно осуществлять в любой момент, когда возникнет необходимость оценить качество кадрового учета. Как правило, регулярность таких проверок зависит от различных факторов. На частоту аудита влияют следующие факторы:

— сфера деятельности компании;

— число работников;

— методика расчета заработной платы;

— режим работы и так далее.


Хотя разовые «экстренные» или «поверхностные» анализы, выполненные вашими сотрудниками, могут временно уменьшить размеры штрафов, они не решат проблемы качества кадрового учета в целом. Тем более штатные сотрудники организации имеют личную заинтересованность в определенных результатах аудита, повышается риск возникновения конфликта интересов и при последующей проверке сложности могут возникнуть снова.


В конечном итоге, задача любой проверки убедиться в фактическом выполнении требований трудового законодательства и правильности кадрового документооборота, а не только в корректности оформления кадровой документации. Таким образом, для сохранения кадрового благополучия крайне важно хотя бы раз в полгода привлекать к аудиту внешних специалистов.


Что компании дает кадровый аудит


Анализируя особенности кадровой документации и детали, на которые она указывает, эксперт может определить:


— корректность соблюдения правовых норм и стандартов;

— оперативность и результативность действий кадровой службы;

— наличие потенциальных точек для оптимизации процессов кадрового учета и взаимодействия с сотрудниками;

— проблемные области и способы их коррекции.


Важным фактором при проведении аудита является независимость эксперта, поэтому лучшим решением будет обратиться к аутсорсинговой компании.



Вам также может быть интересно
Во сколько на самом деле компании обходится штатный сотрудник?
При расчете расходов на сотрудника бизнес часто совершает ошибку: учитывает лишь зарплату и налоги. Однако это далеко не все затраты работодателя. В статье разберем, сколько на самом деле стоит работник для компании.
Читать больше
11 января 2022
Какие документы проверяются при кадровом аудите?
Когда в компанию приходит проверка, важно быть готовым и знать, какие документы показать инспекторам, где могут быть нарушения и как защититься от штрафов. Разберёмся, как самостоятельно провести аудит кадровых документов и подготовиться к приходу ГИТ.
Читать больше
30 октября 2023
Устаревшая программа или полезный инструмент: вся правда об 1С
Многие считают, что 1С — старая и неэффективная программа, не способная облегчить ведение бизнеса. Мы собрали несколько самых популярных мифов об этом продукте. Постараемся их опровергнуть и рассказать, почему 1С на самом деле — спасение для бизнеса.
Читать больше
16 ноября 2023
Как организовать режим работы удаленного сотрудника
Рассказываем, как оформить на удаленку нового сотрудника, как перевести уже работающего и как оформить приказ о переводе на дистант в чрезвычайной ситуации.
Читать больше
9 октября 2023
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите уникальное предложение!