Простой в табеле рабочего времени: как начислять зарплату

2 октября 2023
Прочитали уже: 384 человека

1. Простой по вине работодателя


Простой по вине работодателя возникает в том случае, если его действия привели к условиям, повлекшим приостановку работы. Например, на производстве не были закуплены материалы для переработки, хотя средства на их приобретение и реальная возможность покупки у работодателя были. Простой по вине работодателя можно расценить как нарушение им своих обязанностей. Ведь согласно положениям ст. 22 ТК РФ он обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.


2. Простой по вине работника 


Такой простой возникает, когда к приостановке работы привели действия работника. Например, если он опоздал и из-за этого работа не выполнялась в течение определенного времени. Простой по вине работника можно расценить как нарушение его обязанностей. Ведь в соответствии со ст. 21 ТК РФ он обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.


Если возникло какое-то форс-мажорное обстоятельство, которое привело к простою, работник обязан незамедлительно сообщить об этом работодателю.


3. Простой по причинам, независящим от сторон


Простой по причинам, независящим от сторон возникает из-за действия обстоятельств, на которые не могут повлиять ни работник, ни работодатель. В качестве примера можно привести неожиданную поломку оборудования, без которого невозможно продолжение производственного процесса. В данном случае никто не нарушает трудовое законодательство.


Ряд причин простоя, не зависящего от воли и действий работника или работодателя, указывает ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ. Вот они:


— катастрофа природного или техногенного характера;

— авария на производстве;

— несчастный случай на производстве;

— пожар;

— наводнение;

— землетрясение;

— эпидемия или эпизоотия. 


Этот перечень не является исчерпывающим. Та же ст. 72.2 ТК РФ гласит, что простой, не зависящий от воли сторон, может возникнуть в любых других исключительных случаях, которые ставят под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения. Иными словами, при любых форс-мажорных обстоятельствах.


Как ввести простой в организации


Трудовой кодекс и другие действующие нормативные акты не устанавливают правил введения простоя в организации. На практике обычно оформляется соответствующий приказ. В документе указывается следующая информация:


— время начала простоя;

— причины простоя;

— дату окончания простоя.


Как оплачивается простой в организации


Порядок оплаты простоя регулирует ст. 157 ТК РФ. Действуют следующие правила:


— простой, возникший по вине работника, не оплачивается вообще;

— простой, возникший по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника;

— если простой возник по не зависящим от сторон обстоятельствам, он также оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.


Ст. 216.1 ТК РФ устанавливает одно исключение, касающееся оплаты простоя: если работодатель не обеспечил работника средствами коллективной защиты и индивидуальной защиты, последний вправе отказаться от работы. Работодатель, в свою очередь, не вправе требовать от работника исполнения обязанностей по трудовому договору без средств защиты. Возникший в подобной ситуации простой оплачивается в размере среднего заработка работника.


Не является простоем и, соответственно, не оплачивается, время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании произведений и не выступают. Пример: театр не дает представлений в течение месяца, в это время актеры не будут получать заработную плату.


Работодатель может не оплачивать простой, а вместо этого перевести работника на другую работу у себя же. Однако подобный перевод возможен на срок не более одного месяца. По истечении этого времени оплачивать простой все равно придется. Оплата в случае перевода производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.


Если вы не хотите самостоятельно решать вопросы кадрового делопроизводства, обратитесь к профессионалам. В Смарт Консалтинг мы помогаем оптимизировать операционные задачи и сократить расходы на кадровый учет, бухгалтерию, маркетинг и ведение 1С. Оставляйте заявку на бесплатную консультацию, и наш представитель с вами свяжется. 



Вам также может быть интересно
Как отличить выгорание от усталости
В последнее время на слуху словосочетание «эмоциональное выгорание». Так ли оно опасно или им просто удобно прикрываться, когда ничего не хочется делать и все надоело? Спойлер: выгорание может быть первой ступенью депрессии. Как отличить его от усталости и как с ним справиться — расскажем в статье.
Читать больше
21 марта 2023
Как консультация финдиректора стала комом в горле собственника
В текущих реалиях, когда бизнес постоянно проверяют и контролируют, уклоняться от действующего законодательства практически невозможно. Однако некоторые фирмы по-прежнему пытаются испытывать удачу. На нашей практике также есть такие примеры. Всему виной позднее обращение к финансовому директору или ведение бизнеса без него. В статье расскажем, чем это чревато.
Читать больше
7 декабря 2022
Во сколько на самом деле компании обходится штатный сотрудник?
При расчете расходов на сотрудника бизнес часто совершает ошибку: учитывает лишь зарплату и налоги. Однако это далеко не все затраты работодателя. В статье разберем, сколько на самом деле стоит работник для компании.
Читать больше
11 января 2022
Будни рекрутера: как закрыть вакансию и не сойти с ума
Привет! Меня зовут Елена Румянцева, я рекрутер в компании «Смарт Консалтинг». Мы решили запустить рубрику «Будни рекрутера», в которой будем рассказывать об интересных ситуациях, произошедших на собеседованиях. Сегодняшними героями станут копирайтер-непоседа, слишком эмоциональный бухгалтер и хейтер своего прошлого места работы. Не переключайтесь.
Читать больше
9 марта 2022
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите уникальное предложение!